Воспоминания

    

 

Александр Бродский (Бредов)
в начале 60-х - редактор ленинградского ТВ

  

В начале шестидесятых я служил в эстрадной редакции ленинградского телевидения. Знал почти всех исполнителей тех лет. В нашей редакции бывали Эдуард Хиль, Мария Пахоменко, Зоя Виноградова, композиторы Андрей Петров, Слава Пожлаков, Саша Колкер...
Мой колега Вадим Шеповалов всех их знал и меня с ними знакомил. И как все, восхищался Лидой Клемент, ее умением петь удивительно просто и чисто, с настоящим пониманием текста песни, которую исполняет, с великолепной дикцией – нынешним певцам бы поучиться...
И была она обаятельной красавицей. Скромная, никогда не повышавшая голос, умевшая слушать... Откровенно говоря, я лично ею просто любовался и лишний раз поговорить стеснялся, хотя мы были знакомы.

Лиду Клемент обожали все музыканты. Не только за красоту. Но и за удивительную интеллигентность и мягкость. Нельзя сказать, что она была очень открытой и легко впускала в свои интересы кого-либо. Верила она безоговорочно только дирижеру Анатолию Семеновичу Бадхену, который ее нашел в кафе "Север", и знаменитому аранжировщику Владимиру Федорову, который писал оркестровки для оркестра Ленрадио к каждой записи песен.

Много написано о Клемент на сайте, ей посвященном. Я только расскажу о том, как организовал последнюю передачу с ней на телевидении... Процитирую частично мою статью, опубликованную в марте 2008 года в газете «Новое Русское Слово»:

...Вдруг мы узнаем, что у Лиды неоперабельный рак. Это был шок для всех, кто ее знал! Мне пришло в голову сделать её творческий вечер по телевидению, чтобы как-то морально поддержать. Я написал сценарий, включив лучшие песни в исполнении Клемент – «Звезды в кондукторской сумке» Андрея Петрова и мою любимую «Дождь на Неве» Вадима Шеповалова...
Лида согласилась, но попросила – репетицию и передачу сделать в один день. Мы с коллегой переглянулись, почему-то поняли, что это её последнее выступление...
В назначенный час я приехал за ней, даже машину дали. Если бы знал, в каком она состоянии, глупую идею с передачей я бы отмел. Жила Лида в небольшой комнате в коммуналке. Она попросила немного подождать, вышла к соседке переодеться, потом поставила перед маленькой девочкой тарелку с супом, я понял, что это ее дочка...
В комнате была простенькая мебель, большой фанерный некрашенный шкаф. Почему-то это я навсегда запомнил...
Автобус мне дали просто кошмарный: трясло на ухабах, казалось, этот студийный драндулет сейчас рассыплется. Лида сидела со стиснутыми зубами, я видел, как ей плохо....

Репетицию провели без света, Лиду жара от софитов утомляла... Вдруг меня с репетиции отозвал замдиректора студии Струженцов, редкая гадина, которого ненавидела вся студия, и стал ругаться: почему репетиция идет без света. Я объяснил, но он то ли не понял, то ли слушать не хотел.
Передача пошла в эфир через час. И Лида преобразилась! Она легко двигалась, пела под фонограмму, разумеется потому, что оркестр сметой не был предусмотрен - обычное дело тех лет. Она была великолепна! Потом мы отвезли ее домой на другой, директорской машине, и ... через несколько месяцев Лида умерла.
На ее похоронах были тысячи. Не было только одного человека, которого она любила. Узнав о ее болезни, он надолго уехал из Ленинграда на юг.


О песне "Дождь на Неве"
Боря Гершт - студент, ученик режиссерского товстоноговского курса, вместе с другом и соавтором, актером Константином Григорьевым, принес нам в эстрадную редакцию ЛенТВ сценарий музыкального обозрения и стихи, написанные ими. Моим коллегой был композитор Вадим Михайлович Шеповалов, мы сидели в одной комнате, и Шеповалов казался мне очень пожилым человеком, хотя был старше всего на 12 лет. И он уже был членом союза композиторов.
Стихи Гершта и Григорьева нам понравились, и Вадим тут же забрал две странички. Одно стихотворение называлось «Алые паруса». Почему-то эта песня, музыку к которую написал Вадим, не прижилась, а была она очень милой. Весь текст я не помню, но там были такие строчки:

«На перила балконные опустилась роса...
Я босая и сонная буду ждать,
Буду ждать паруса...»

Почему-то в редакции над текстом посмеивались... «...я босая и голая...» И эту песню я ищу много лет, но даже следа нигде не найти.. Хотя помню, что мы ее приняли и записали, и она в передаче была. Может, кто-то из музыкальных фанатов ее слышал и знает, где разыскать?...
А вторая песня, которую буквально за день написал Шеповалов и сыграл мне наутро на фортепиано, называлась «Дождь на Неве»:

«Не нарушая веселой традиции,
Дождиком встретил меня Ленинград...»

Решение было мгновенным: вызвать Лидию Клемент и записать песню с ней. Лиде песня очень понравилась, ведь она была коренной ленинградкой, блокаду пережила! Уже через три-четыре дня оркестру Ленрадио передали оркестровку, написанную как обычно Владимиром Федоровым. Я подписал гонорар авторам текста и музыки. Не помню, сколько заплатили Шеповалову, а вот авторам стихов мне хотелось помочь гонораром повыше. Оказалось, за текст песни можно заплатить не больше 30 рублей, кажется. Тариф. Но мы с Вадимом провели еще один текст, который так и остался неиспользованным, и студия заплатила Косте и Борису, кажется, раза в три больше нормы.

Дальше – уже история. Песня настолько вошла в питерский быт и так понравилась горожанам, что нас просто засыпали просьбами повторять и повторять эту милую песню. Я впоследствии нашел на Ю-тьюб выступление ансамбля на Исаакиевской площади летом 2017 года. Значит, песня живет до сих пор! А мне авторы подарили ноты и текст песни с автографами всех соавторов. И помню, что это Гершт надписал «Примите, Саша, как ЗНАЧОК нашей симпатии!» Получилось остроумно, - в редакции знали, что я коллекционировал значки...


август 2020

эксклюзив сайта Лидии Клемент